В начале октября в Санкт-Петербурге состоялось ставшее уже традиционным крупнейшее событие нефтегазовой индустрии — VII Петербургский международный газовый форум. В работе Форума приняли участие более 4500 делегатов из 43 стран, Форум посетили 11500 человек, а его работу освещали 300 журналистов из 150 СМИ.
Форум включал конгрессную программу, в рамках которой руководители и специалисты газовой и смежных отраслей из многих стран обменивались опытом добычи, транспортировки и использования природного газа, мнениями и прогнозами развития отрасли. Также в павильонах «Экспофорума» работала масштабная экспозиция — международные отраслевые выставки «InGAS Stream — Инновации в газовой отрасли», «Газомоторное топливо», «РОС-ГАЗ-ЭКСПО» и другие, на которых более 500 крупнейших компаний представили новинки нефтегазового рынка.
Ключевым мероприятием VII Петербургского международного газового форума стало пленарное заседание «Роль российского газового комплекса в мировом энергетическом балансе», в котором принял участие Генеральный директор ООО «Газпром добыча Кузнецк» Станислав Золотых.
Пленарное заседание VII Петербургского международного газового форума «Роль российского газового комплекса в мировом энергетическом балансе»
— На Форуме обсуждались перспективы газа, который сегодня, по подсчетам консультационной компании «Ламберт Энерджи», используют 6 миллиардов потребителей. По прогнозам выступающих, у газа — самые хорошие перспективы перед другими энергоносителями. Сегодняшние мировые реалии таковы: происходит серьезное сокращение производства атомной энергии, использование угля как энергоносителя также будет сокращаться из-за его отрицательного воздействия на экологию, возобновляемые источники энергии популярны но технологии их использования пока еще далеки от совершенства — поэтому, максимально эффективным, чистым, удобным в транспортировке и использовании источником энергии остается природный газ, его использование, особенно в сжиженном виде, будет только возрастать.
Большое внимание на Форуме было уделено инновациям: кроме международной выставки «Инновации в газовой отрасли» и круглых столов по данной тематике, основным лейтмотивом ежегодного «Молодежного дня» также стали инновационные проекты по СПГ.
Генеральный директор ООО «Газпром добыча Кузнецк» Станислав Золотых (слева) на выставке VII Петербургского международного газового форума
Наше Общество выполняет в Кузбассе инновационный проект Администрации Кемеровской области и ПАО «Газпром» по добыче метана из угольных пластов. В свете вышесказанного можно подумать, что перспективы угольного Кузбасса, а вместе с ними и развитие метаноугольной отрасли, не очень радужные. Но это не так, и даже — наоборот.
В Кузбассе трудно найти человека, не связанного с угольной отраслью. Уголь — главное богатство Кузбасса, а Кузбасс — угольное сердце России, поэтому развитию угольной отрасли уделяется повышенное внимание на всех уровнях — от региональных властей до Правительства и научного сообщества. Последние годы в Кузбассе делается упор на глубокую переработку угля и синтез ценной химической продукции — вместо менее экономически (и экологически) выгодных направлений сжигания угля на теплоэлектростанциях; — поэтому добыча угля год от года растет, а на электростанциях и в промышленности уголь заменяется газом.
В этой ситуации «Газпром добыча Кузнецк» находится, можно сказать, на передовых рубежах. В будущем году нашему Обществу исполняется 10 лет, хотя корнями Проект по добыче метана из угольных пластов уходит еще в начало 90-х годов. За эти годы специалистами компании изучен передовой зарубежный опыт и наработаны собственные эффективные компетенции по вопросам технологий бурения и освоения метаноугольных скважин, выработки электроэнергии и заправки автомобилей добываемым метаном.
Одной из целей нашего Общества является заблаговременная дегазация угольных пластов и совмещение на общей площади добычи угля и газа для повышения безопасности шахтерского труда — с соседними и проектируемыми угольными предприятиями мы уже начали работу по взаимной увязке поверхностных производственных объектов, расположения стволов метаноугольных скважин и раскройке шахтных полей.
Другой целью является добыча угольного метана (кстати, чистейшего газа состоящего на 99,9% из метана) для удовлетворения потребностей близлежащих предприятий, населения, а в перспективе и всего Кузбасса собственным энергоносителем.
В настоящее время уже проходит экспертизу проект строительства комплекса ГПЭС мощностью 12,25 МВт, вырабатываемая на которым электро- и теплоэнергия будет поставляться на соседние угольные предприятия. Разработано масштабное Обоснование инвестиций в освоение Нарыкско-Осташкинского месторождения, где для использования добываемого газа предусмотрено строительство завода СПГ мощностью 45 тонн в час. Удобный для транспортировки и использования газ в сжиженном виде будет применяться не только для традиционных нужд промышленности, населения и ЖКХ взамен поступающего с Северных месторождений природного газа, но и для заправки карьерной техники угледобывающих предприятий. Такой опыт уже есть в Кузбассе — вот уже три года новокузнецкая компания «Сибирь-энерго» использует для перевозки угля самосвалы на сжатом газе, а с недавних пор — и на сжиженном, для чего построили собственный малотоннажный завод СПГ. В перспективе темпы перевода на газ и электростанций, и автотранспорта в Кузбассе будут только увеличиваться.
Таким образом, Петербургский Форум в очередной раз подтвердил перспективы развития российской и мировой газовой отрасли, а также важное место нашей компании «Газпром добыча Кузнецк» в освоении новых перспективных направлений. Коллектив Общества к выполнению поставленных задач — готов, есть уверенность, что наш скромный вклад в громкие успехи Газпрома будет способствовать дальнейшему развитию Российской газовой отрасли.
В рамках VII Петербургского Международного Газового Форума состоялось большое количество мероприятий, на одном из них — ежегодном Совещании руководителей и специалистов структурных подразделений администрации, дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром», предприятий-автопроизводителей по вопросам расширения использования природного газа (КПГ / СПГ) в качестве моторного топлива, — с докладом на тему «Исполнение Программы расширения использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте ООО „Газпром добыча Кузнецк“ на 2017–2020 годы» выступил главный механик Общества Александр Кирсанов.
На совещании обсуждались вопросы увеличения объемов использования природного газа в качестве моторного топлива организациями Группы Газпром, развитие сети газозаправочных станций, снижение затрат на жидкие моторные топлива, уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Приняты решения о дальнейшей реализации Программы, увеличении объемов реализации природного газа (метана) организациям Группы Газпром, оптимизации эксплуатационных затрат за счет планового замещения парка автомобилей, использующих жидкое топливо, на АТС, использующие природный газ.
Программы ПАО «Газпром» по переводу автотранспорта на ГМТ выполняются ООО «Газпром добыча Кузнецк» с опережением графика, полученный эффект — очевиден.
Главный механик ООО «Газпром добыча Кузнецк» Александр Кирсанов
Александр Кирсанов, главный механик ООО «Газпром добыча Кузнецк»:
— Выставочные площадки Газового форума — настоящий кладезь новейших технологических разработок в сфере автоматизации производственных процессов управления газовым промыслом. Наш Проект добычи метана из угольных пластов — единственный в России, он заметно отличается от добычи традиционного газа и технологиями, и оборудованием. Мы берем существующие системы и уже сами адаптируем их к нашим потребностям, при этом экспериментируем и изобретаем, получая, в том числе, патенты на наши изобретения. Метаноугольная отрасль достаточно хорошо развита за рубежом, поэтому нам волей-неволей приходится обращаться к зарубежному опыту. Какие-то идеи мы заимствовали и адаптировали к нашим условиям, но кое-чему и зарубежным партнерам было у нас поучиться— и именно в сфере автоматизации, в которой Россия традиционно лидирует.
Да, современные компьютерные технологии позволяют управлять метаноугольным месторождением просто с одного ноутбука, по обычным беспроводным сетям. Хотя здесь и имеется немало недостатков, например, серьезны вопросы безопасности управления опасным производственным объектом, мы тоже стремимся к подобному. Повторюсь — к подобному, а не точно к такому же: к компьютерным системам диспетчеризации мы разрабатываем системы автоматики, которая будет самостоятельно управлять, например, работой скважину в заданных пределах, и только в авариных случаях — «просить помощи» у человека. Далее все эти программы будут интегрированы в общую сеть со всеми бизнес-процессами, материало- и документо-оборотом компании. Такие комплексные системы «Умное месторождение» еще довольно редки в мире, и стоят очень больших денег; главное, их нужно адаптировать под конкретные условия. А мы сами собираем из отдельных, часто — своих, модулей то, что точно соответствует нашим потребностям.
Конечно, в одиночку нашему коллективу не угнаться за мировым прогрессом. Как раз на таких замечательных площадках, как Газовый форум, мы знакомимся с последними новинками, обсуждаем с производителями наши нюансы, разрабатываем совместно оборудование для наших потребностей. Например, на прошлом Форуме нас заинтересовали комбинированные мини-энергоустановки, работающие на возобновляемой энергии. Наши отдаленные площадки кустовых скважин оснащены мини-ГПЭС, которые вырабатывают необходимую для питания насосов и аппаратуры электроэнергию из добываемого здесь же газа. Понятно, что это несравнимо эффективнее прокладки многокилометровой ЛЭП в горно-таежных условиях. А замена простой мини-ГПЭС универсальным модулем, который может получать электричество от солнечной энергии, еще больше повысит эффективность. Сегодня работа по внедрению такой экспериментальной установки — в полном разгаре. На сегодняшнем Форуме мы увидели еще много интересного: мобильные микроэнергоустановки на базе газовых турбин и автоматизированные системы дистанционного контроля и управления, обновленное программное обеспечение, оборудование для производства и использования компримированного и сжиженного газа и многое другое… Все эти новинки можно будет эффективно внедрить на нашем производстве. Нет предела совершенству!
Передвижные автозаправщики КПГ — не редкость, а экономическая необходимость: они позволяют заправлять автотранспорт сжатым газом прямо на местах выполнения работы, не отвлекая его от маршрута.
Мобильная установка сжижения НПК «НТЛ» — контейнер блок, дополнительно подключаемый к действующей АГНКС. Позволяет получать из сжатого газа — сжиженный. Использование его совместно с АГНКС на газовом промысле ООО «Газпром добыча Кузнецк» позволит перейти к следующему перспективному этапу — заправке автомобилей сжиженным метаном угоьных пластов.
Евгений Суpин, ведущий специалист ООО «Газпром добыча Кузнецк»:
— Общество, выполняя уникальный инновационный Проект по добыче метана из угольных пластов, является своеобразным полигоном по отработке технологий использования угольного метана, в том числе по заправке им автомобилей. С момента запуска в 2010 году Президентом России Дмитрием Медведевым, на Талдинском метаноугольном промысле действует автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), заправляющая угольным метаном собственный транспорт Общества и технологический транспорт соседних угольных предприятий.
Ведущий специалист ООО «Газпром добыча Кузнецк» Евгений Суpин
Газ, добываемый обществом из угольных пластов, имеет свою специфику: он на 99,9% состоит из метана, вредные примеси в газе практически отсутствуют. Такой газ очень привлекателен для использования в качестве топлива, однако, в чистоте газа кроется и обратная сторона: если октановое число обычного природного газа в среднем составляет 105 единиц (больше, чем у любого жидкого автотоплива), то у метана угольных пластов оно может доходить до 118! Понятно, что наряду с повышением отдачи от двигателя это также означает повышенную нагрузку на его детали, особенно в тяжелых горно-таежных условиях метаноугольных промыслов.
За прошедшие годы ООО «Газпром добыча Кузнецк» наработало большой опыт эксплуатации переведенных на газовое топливо автомобилей, работающих на высокооктановом метане. Например, стоящие на автомобилях УАЗ двигатели ЗМЗ легко «переваривают» высокооктановый метан, требуют мало конструктивных доработок в части усиления элементов двигателя; скорее, не выдерживают тяжелых условий эксплуатации элементы рамы и кузова, в том числе из-за дополнительного веса баллонов. А вот переведенный на газовое топливо двигатель КамАЗ-740 (оснащенный аппаратурой ранних поколений) показал существенное ухудшение внешнескоростной характеристики, —для перевода на газ двигателя, изначально сконструированного в расчете на тяжелое дизельное топливо, требуются более серьезные конструктивные доработки.
Наше Общество не только заправляет газом собственные автомобили, но также является примером для соседних горнодобывающих предприятий, которые смотрят на наш опыт, применяют его у себя, развивают его. Так, с самого начала запуска АГНКС Общества, соседями-горняками было переведено на газ более 100 автомобилей, которые заправлялись как на АГНКС Общества, так и на удаленных площадках, ближе к месту эксплуатации автотранспорта, посредством передвижных ПАГЗ. Новокузнецкая компания «Сибирь-Энерго» на основании нашего опыта пошла еще дальше: еще в 2014 году ей были закуплены первые китайские самосвалы с газовыми двигателями.
Китайский автопарк сегодня занимает первое место в мире по количеству газовых автомобилей — пять миллионов!
За прошедшие годы проведены всесторонние испытания газовых самосвалов в реальных условиях угольных разрезов, получены статистические доказательства эффективности их применения. Вначале китайские самосвалы заправлялись угольным метаном на АГНКС Общества, но с расширением географии их применения (и количеством) плечо заправки увеличилось, экономическая привлекательность пробега на одной заправке сжатым газом стала уменьшаться. В связи с этим начался новый этап — в Кемеровской области летом 2017 года был успешно запущен завод по производству СПГ. Применение для заправки сжиженного газа (СПГ), что позволяет увеличить пробег автомобилей на одной заправке, а заодно и повысить грузоподъемность из-за сокращения веса баллонов.
Согласно проведенным специализированной дочерней компанией ПАО «Газпром» — ООО «Газпром газомоторное топливо», — исследованиям, Кузнецкий кластер является самым перспективным в России для использования СПГ, причем, основной упор делается на развитие газомоторной карьерной техники. Неудивительно — ведь в Кузбассе сосредоточено 51% российского парка карьерных самосвалов грузоподъёмностью более 90 тонн (более 1,6 тысячи), перевод их на более дешевое газовое топливо даст громадный экономический эффект для угольной отрасли, не говоря уже о железной дороге (перевод тепловозов на газ и сокращение оборота ж/д цистерн под жидкое топливо), энергетике (перевод котельных на газовое топливо и малая распределенная энергетика), экологии, и так далее.
В настоящее время ведутся разработки серийных моделей больших карьерных самосвалов, оснащенных специализированным газовым двигателем, некоторые модели даже проходят испытания, однако, широкое внедрение СПГ-технологий в промышленность и замена дорогостоящей техники — не сиюминутное дело, а масштабная стратегическая задача, которая по плечу только такой глобальной компании, как «Газпром», и в тесном содружестве со всеми заинтересованными структурами от местных органов власти до научных кругов.
Для удобства заправки автомобилей газом прямо на маршруте, можно использовать передвижные заправочные пункты
Тем отраднее было видеть на выставке новые современные российские образцы газомоторной техники, пусть не столь впечатляющие и глобальные, но нисколько не уступающие аналогам на жидком топливе в части мощностных и эксплуатационных характеристик, готовых к массовому внедрению в жизнь, а зачастую — давно успешно трудящиеся в самых разных отраслях хозяйства и удаленных уголках.
УАЗы с установленными РариТЭК газовыми двигателями можно встретить во многих удаленных уголках России
Производятся газовые тракторы и комбайны, легковые автомашины и грузовики, устанавливается газовое оборудование на импортные машины.
Газовой аппаратурой можно оснастить любой импортный автомобиль, пример тому — модельный ряд Форда: здесь и «Фокус», и «Мондео», и автобус «Транзит», много переоборудовано кроссоверов «Эксплорер»
Специалисты крупнейшей Российской сети центров установки газового оборудования «ZaGaz» перевели на газ даже суровый американский трак Додж Рэм — для внедорожных путешествий на охоту!
КамАЗом вместо адаптации дизельного двигателя «740», который ставится на грузовики еще с начала 70-х годов, начат выпуск чисто газового двигателя «820», который с турбонаддувом выдает те же самые 260 л.с., что и его дизельный предшественник, причем максимальный крутящий момент во внушительные 932 Нм достигается на сравнительно низких оборотах — 1500 об/мин.
Внешнескоростная характеристика газового двигателя КамАЗ 820.91–260
Известная компания «РариТЭК» из Набережных Челнов, уже 10 лет переоборудующая КамАЗы на газовое топливо, пошла еще дальше: специалисты компании доработали и этот КамАЗовский двигатель «820», установили на него систему впрыска топлива собственной разработки и довели таким образом его мощность до 300 л.с., а крутящий момент — до внушительных 1270 Нм при всего 1300 об/мин.
Автопоезд КамАЗ с доработанным специалистами РариТЭК газовым двигателем (RGK.820) может тянуть полуприцеп массой 30 тонн на расстояние 1000 километров
Этот двигатель серийно устанавливается в том числе на магистральные автопоезда КамАЗ полной массой до 39 тонн; его технико-эксплуатационные характеристики близки к лучшим серийным зарубежным газовым грузовикам — например, представленному здесь же на выставке флагману компании «ИВЕКО» с газовым двигателем, развивающим 400 л.с. и позволяющим работать в составе автопоезда полной массой до 44 тонн.
На Газовом форуме состоялся торжественный финиш уже десятого по счету международного автопробега «Голубой коридор».Экипажи на грузовой и легковой технике на природном газе проехали почти шесть тысяч километров по территории Европы от Португалии до Санкт-Петербурга, причем, впервые в автопробеге участвовали серийные российский и зарубежные грузовые автомобили на СПГ. Этот пробег еще раз показал, что современным газовым автомобилям не составляет никаких проблем «за раз» пересечь Европу, эффективно выполнять коммерческие перевозки грузов и пассажиров.
А возможность газовых автомобилей выполнять работу в тяжелых условиях бездорожья, например, газового промысла, ярко иллюстрирует очередная победа газового КамАЗа в ралли-марафоне «Africa Eco Race 2017» в категории транспортных средств с гибридным приводом (в абсолютном зачете экипаж вошел в десятку лучших).
Вот он, победитель ралли-марафона «Africa Eco Race 2017» в категории транспортных средств с гибридным приводом!
Газпром стремительно развивает сеть газовых заправок по всей стране, количество и модельный ряд автомобилей также стремительно увеличиваются, думаю, в самом ближайшем будущем нас ждет настоящий бум использования газового топлива на автотранспорте. Дешевое голубое топливо позволит заметно снизить стоимость грузоперевозок, что, в свою очередь, даст стратегический толчок развитию практически всех отраслей народного хозяйства России!
Вероятно, самым важным итогом Газового форума стало единодушие его участников касательно перспектив использования Российского газа. Вот лишь два примера мнений, которые отразили общий настрой экспертов:
Председатель Правления OMV AG Райнер Зеле: «Европа отказывается от угля в пользу газа, поскольку он единственный остается максимально чистым источником энергии».
Генеральный директор, член правления, заместитель председателя совета директоров Uniper SE Клаус Шефер: «Сжиженный природный газ интересен промышленности, населению и транспорту. Это — возможности будущего!»
Наш сайт обрабатывает файлы cookie (в том числе, файлы cookie, используемые «Яндекс-метрикой»). Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера.
Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных в ООО «Газпром добыча Кузнецк».
Увеличенная фотография (JPG, 358 КБ)