В Москве прошел Всероссийский газомоторный форум 2022

Участники II Всероссийского газомоторного форума (далее — Форум) в составе более 150 представителей компаний — участников рынка, федеральных и региональных органов власти, научных организаций и экспертного сообщества провели обсуждение сложившейся ситуации в сфере использования природного газа, а также водорода, произведенного на его основе, и пришли к консолидированной позиции в отношении следующих тезисов.

Российская Федерация обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы двигаться в безуглеродное будущее по собственной уникальной траектории с опорой на отечественные технологии и оборудование, с учетом региональных особенностей, чтобы не декларировать, а обеспечивать реальное повышение качества жизни граждан нашей страны в качестве главной задачи, рассматривая движение к углеродной нейтральности как инструмент, а не самоцель.

Для решения задач трансформации транспортного сектора Российская Федерация выбирает метан, что нашло свое отражение в многочисленных поручениях Президента России, руководителей Правительства России, а также в специализированной государственной подпрограмме по развитию рынка газомоторного топлива и «дорожной карте» по развитию малотоннажного сжиженного природного газа (далее — СПГ). Основными факторами, обосновывающими выбор природного газа (метана) в качестве моторного топлива, являются следующие:

· Экономика

обеспеченность страны природным газом (Российская Федерация находится на первом месте в мире по запасам природного газа);

цена на компримированный природный газ для транспорта (далее — КПГ) более, чем в 2 раза ниже бензина и дизеля; цена на трубопроводный газ регулируется государством, поэтому предпосылок для роста цены КПГ нет;

КПГ и СПГ нельзя «слить из бака» в процессе эксплуатации, что полностью исключает расходы предприятий, связанные с «нецелевым использованием топлива» (оценивается в среднем от 15% затрат на топливо);

снижение транспортно-логистических затрат укрепляет конкурентоспособность российской продукции;

· Экология

переход на метан обеспечивает снижение вредных выбросов за счет физических свойств природного газа;

сокращение выбросов углекислого газа (СО2) до 25% значительно снижает углеродный след;

практически полностью исчезают выбросы твердых сажевых частиц (именно они являются причиной легочных и онкологических заболеваний) — главный фактор, влияющий на качество воздуха и городской среды в агломерациях;

улучшение качества жизни граждан и повышение производительности отраслей, в которых транспорт играет важную роль;

исключаются разливы топлива и негативное влияние на водные ресурсы и почву;

· Социальная сфера

снижение выбросов вредных веществ улучшает здоровье граждан, увеличивает срок жизни и сокращает смертность;

уменьшение негативного воздействия на окружающую среду повышает урожайность и качество продуктов питания, т.е. обеспечивает продуктовую безопасность страны;

экономия на топливе позволяет сдерживать цены на социально значимые товары и услуги (например, пассажирские перевозки);

учитывая необходимость создания всей необходимой обслуживающей инфраструктуры рынка газомоторного топлива (центры по переоборудованию, освидетельствованию баллонов, испытательные лаборатории и т.п.), переход на метан — важный фактор поддержки малого и среднего предпринимательства.

· Технологии

использование природного газа является зрелой технологией, российская промышленность обладает всеми необходимыми компетенциями для того, чтобы развивать данное направление;

дальнейшее развитие применения природного газа, включая производство водорода на его основе, является мощным драйвером развития новых технологий, создания новых производств и производственных цепочек, инфраструктуры, продуктов и услуг;

технологии использования метана на транспорте не предполагают вовлечение в производственные цепочки редких ресурсов (редкоземельные металлы и др.) и могут быть тиражированы без ресурсных ограничений.

С целью создания необходимых условий для ускоренного развития использования природного газа предлагаются следующие мероприятия, как оперативного, так и стратегического характера, направленные на совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

· Развитие инфраструктуры

Включить в перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, реализацию через заправочные станции КПГ и СПГ;

Распространить действие правил субсидирования строительства газозаправочной инфраструктуры (далее — ГЗИ) на все субъекты Российской Федерации, предусмотреть прозрачный порядок перераспределения субсидий между субъектами Российской Федерации по результатам первого полугодия каждого года и продлить действие государственной подпрограммы по развитию рынка газомоторного топлива до 2030 года;

Предусмотреть отдельные меры субсидирования КриоАЗС, заводов малотоннажного производства СПГ, новых технологических проектов применения природного газа;

Предусмотреть субсидирование деятельности многотопливных заправочных станций, включающих в себя заправку КПГ, СПГ и в перспективе водородом;

Предусмотреть возможность использования в 2022 году иностранного оборудования при строительстве объектов ГЗИ для получения субсидии, при этом осуществить поддержку промышленных предприятий, осуществляющих проекты по импортозамещению производства оборудования для ГЗИ;

Сократить сроки рассмотрения заявок российских производителей оборудования на получение сертификатов о локализации производства по постановлению Правительства № 719 и увеличить срок действия сертификатов до 3 лет;

Упростить требования пожарной безопасности к расстояниям от объектов ГЗИ (КПГ и СПГ) до соседних объектов до уровня бензиновых автозаправочных станций;

Обеспечить возможность получения субсидии при строительстве объектов ГЗИ, приобретаемых по договору купли-продажи будущей недвижимой вещи;

Предусмотреть предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным на строительство объектов ГЗИ, предусматривающим для инвестора льготную процентную ставку по кредиту в размере не более 2% годовых на срок до 10 лет.

· Производство транспорта и комплектующих

Установить нулевой размер ввозных таможенных пошлин для компонентов, используемых для производства транспорта и техники на природном газе на срок до конца 2022 года, при этом осуществить поддержку промышленных предприятий, осуществляющих проекты по импортозамещению производства компонентов для транспорта и техники на КПГ и СПГ;

Принять на период 2023–2030 годы программу субсидирования автопроизводителей, выпускающих транспорт и технику на КПГ и СПГ, с увеличением ежегодного бюджета с 3,3 до 10 млрд. рублей;

Сформировать специализированную программу в Фонде развития промышленности и иных институтах развития по льготному финансированию проектов в сфере производства компонентов для транспорта и техники на КПГ и СПГ, а также производства оборудования для ГЗИ;

Установить на федеральном уровне приоритет для транспорта и техники на природном газе при осуществлении государственных закупок, а также при обновлении парков общественного транспорта.

· Переоборудование и эксплуатация транспорта и техники

Освободить транспорт на природном газе от транспортного налога для всех субъектов Российской Федерации за счет внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации;

Освободить транспорт на природном газе от платы за пользование платными автомобильными дорогами, а также платы в системе «Платон»;

Предусмотреть в правилах безопасности дорожного движения преимущества для владельцев транспорта на природном газе (право бесплатного пользования городскими парковочными местами, возможность проезда по «выделенным линиям», въезд в «Экологические зоны» без ограничений);

Внедрить требования к пунктам по переоборудованию транспорта (далее — ППТО) и упростить процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства при установке газобаллонного оборудования (далее — ГБО) за счет внедрения механизмов отраслевого саморегулирования;

В целях повышения безопасности эксплуатации ГБО, исключения применения несертифицированных или контрафактных компонентов, законодательно обязать ППТО получать авторизацию изготовителя комплекта ГБО, сертифицированного на соответствие требованиям Технического регламента таможенного союза ТР/ТС 018/2011. Обеспечить право доступа изготовителя ГБО к декларациям ППТО, оформленным при установке комплектов его производства.

Исключить возрастные ограничения для транспортных средств при получении субсидии на переоборудование для использования природного газа в качестве моторного топлива;

Разработать и принять новые положения технического и нормативного регулирования в отношении как мобильных заправочных станций (КПГ и СПГ), так и условий их эксплуатации;

Упростить процедуру сертификации ГБО для грузового транспорта за счет отказа от проведения мощностных и экологических испытаний;

Разработать правила эксплуатации транспорта и техники на СПГ, включая требования к зданиям и сооружениям для хранения соответствующей техники.

· Стратегические вопросы государственного управления

Актуализировать федеральные документы в сфере низкоуглеродного развития с акцентом на использование природного газа на транспорте;

Создать единый орган для координации государственной политики в сфере газомоторного топлива и альтернативной газификации (в настоящее время регулированием рынка занимается более 20 федеральных министерств и ведомств);

С учетом новых геополитических и макроэкономических реалий, а также в условиях пересмотра Энергетической и Транспортной стратегии Российской Федерации, разработать новую Государственную программу «Развитие рынка газомоторного топлива» на период 2023–2030 годы с отражением целей, индикаторов и ресурсного обеспечения.

Включить показатели по количеству транспорта на природном газе в перечень ключевых показателей эффективности глав российских регионов;

Включить обязательное рассмотрение вопросов развития инфраструктуры газомоторного топлива в процессы перспективного планирования городских агломераций;

Расширить периметр федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» на все субъекты Российской Федерации за счет мероприятий по переводу транспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива;

Разработать и утвердить генеральную схему размещения объектов малотоннажного производства СПГ и ГЗИ на ключевых автомагистралях;

Разработать и внедрить концепцию развития многотопливных заправочных станций, включающих в себя заправку КПГ, СПГ, электричеством и водородом, на ключевых автомагистралях для обеспечения связности российских территорий для потребителей альтернативных видов моторного топлива;

Разработать и принять специализированные программы развития использования метана для отдельных видов транспорта и техники (сельскохозяйственная техника, карьерная техника, железнодорожный и речной транспорт);

Внедрить механизмы дешевого «зеленого» финансирования для проектов в сфере использования альтернативных видов моторного топлива;

Разработать и принять план проведения научных, исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях ускоренного развития технологий применения природного газа на транспорте;

Разработать и принять программу содействия продвижению российской газомоторной техники в страны Латинской Америки, Азии, Африки.

По оценке ведущих экспертов, отказ от навязываемых механизмов снижения углеродного следа и ставка на ускоренное развитие газомоторного топлива в качестве лидирующего трека, будет существенным вкладом в формирование национальной зеленой повестки, основанной на максимальном учете естественных конкурентных преимуществ нашей страны, при этом, минимизировав нагрузку на государственный бюджет.